Закрыть
Авторизация

Логин:

Пароль:



Забыли пароль?
Регистрация
8 (34675) 3-93-52

Советский район, с.п. Алябьевский.

sekretar.spnd@gmail.com


Бюджетное учреждение ХМАО-Югры
"Советская психоневрологическая больница"

10 навыков которые нужно повторить с аутичным ребёнком до начала учебного года

Вторник,  18  Сентября  2018

Переход от летних каникул к учебному году в школе – это стрессовый период для многих аутичных детей (и их родителей!). Беверли Оакли, педагог и мама ребенка с аутизмом, предлагает заранее повторить с ребенком те навыки, которые, может быть, и не входят в «учебный план», но которые помогут ребенку лучше адаптироваться к началу учебного года:

1. КАК ВСТАВАТЬ ПОРАНЬШЕ КАЖДЫЙ ДЕНЬ, ЧТОБЫ НЕ ОПАЗДАТЬ В ШКОЛУ. Еще до начала учебного года ребенку нужно раньше ложиться и раньше вставать, хотя бы немного сдвигая режим сна в нужном направлении. В идеале, еще до начала учебного года ребенок должен ложиться и вставать каждый день в одно и то же время, и это время должно соответствовать учебному дню.

2. КАК СОБИРАТЬСЯ В ШКОЛУ УТРОМ. За несколько дней до начала учебного года можно попрактиковаться в сборах в школу каждое утро – проснуться, позавтракать, почистить зубы, одеться. Это поможет родителям заранее определить «проблемные области» в сборах, а ребенку будет проще, если утро учебного дня уже будет привычной рутиной. Можно подготовить визуальное расписание на утро и начать следовать ему до начала и в течение учебного года.

3. КАК НОСИТЬ ШКОЛЬНУЮ ФОРМУ И НОВУЮ ОБУВЬ. Новую форму, а также другую непривычную одежду и обувь лучше «разносить» до начала учебного года, чтобы ребенок к ней привык. Например, можно предложить ребенку одеться в школьную форму перед тренировочной поездкой в школу.

4. КАК ДОБРАТЬСЯ ДО ШКОЛЫ. Чтобы путь в школу меньше утомлял и выбивал из колеи ребенка с аутизмом, лучше устроить несколько «тренировочных прогулок» до школы и обратно еще до начала учебного года. Лучшее время для тренировочного визита в школу - когда ребенок расслаблен, и вы с ним никуда не спешите. Если рядом со школой есть игровая площадка, то можно сделать ее конечной целью и наградой путешествия к школе. В этом случае в первый учебный день у ребенка будет меньше стресса – ведь вы следуете уже привычному и безопасному пути. Это особенно важно сделать, если ребенок впервые пойдет в эту школу, или если его маршрут изменится с этого года.

5. КАК ВЕСТИ СЕБЯ В ШКОЛЕ. Обучение в школьном классе включает разные виды поведения, которые уникальны только для школ – сидеть за партой, построиться в линейку, поднять руку, если хочешь что-то спросить. Вы можете устроить с ребенком игру по ролям и отработать с ним эти навыки, чтобы ему было проще адаптироваться в первые учебные дни.

6. ПОМНИТЬ, КАК ПРОХОДИТ ДЕНЬ В ШКОЛЕ. Даже если это не первый учебный год ребенка, ему может помочь социальная история про школу, которую необходимо читать с ребенком каждый день до начала учебного года. Социальная история может рассказывать о том, в какой класс пойдет ребенок, кто будет его учителем, что будет происходить в течение учебного дня. Это поможет ребенку вспомнить, чего ожидать, и что ожидается от него самого. Социальную историю можно использовать, чтобы помочь ребенку запомнить, как зовут его учительницу, как пройти в его класс или что нужно переобуваться в сменную обувь. Кроме того, можно посмотреть вместе с ребенком веб-сайт школы, фотографии помещений или видео с прошлогодних мероприятий. Если есть такая возможность, можно устроить с ребенком «тур» по школе и пройти те маршруты, которым он будет следовать в учебном году.

7. КАК ПИСАТЬ ОТ РУКИ. У детей с аутизмом часто есть проблемы с мелкой моторикой, и навыки письма «хромают» у большинства из них, особенно после длительного перерыва. До начала уроков в школе лучше постепенно готовить ребенка к заданиям по письму и рисованию и помочь ему потренировать силу и координацию руки.

8. КАК ЕСТЬ В ШКОЛЕ. У многих детей с аутизмом есть проблемы с едой, и им может быть сложно адаптироваться к обедам в школе. Если ребенок будет брать еду с собой, то ему лучше потренироваться в том, как ее есть – например, как достать бутерброды или открыть бутылку с напитком. Если ребенок будет есть в столовой, то лучше вспомнить соответствующие правила поведения, например, с помощью социальной истории. Многие дети летом «кусочничают» целый день, и им будет сложно привыкнуть ждать не меньше двух часов, прежде чем они смогут перекусить. Так что перед началом учебного года лучше переходить на регулярные обеды в то же время, что и в школе.

9. КАК ПРОСИТЬ О ПОМОЩИ. Детям с РАС нужно больше помощи, чем другим детям, но при этом им бывает сложно попросить о помощи из-за трудностей в коммуникации или непонимания того, когда это нужно сделать. Важно повторить с ребенком, как и когда он может попросить о помощи в школе.

10. ЧТО ДЕЛАТЬ В СЛУЧАЕ ПЕРЕГРУЗКИ. Школа полна шума и других стимулов, которые могут вызвать перегрузку, что особенно тяжело в незнакомой обстановке и в окружении большого количества людей. Можно заранее подумать, как ребенок может «сбежать» ненадолго от суеты в случае необходимости. Например, можно научить ребенка обращаться за помощью, просить небольшой дополнительный перерыв или сделать ребенку карточки, которые он может передать при необходимости сотруднику школы, и на которых будет написано, в чем проблема и как можно ему помочь. Определить стратегию «спасения» в школе может быть непросто, но важно планировать ее заранее и дать ребенку возможность покинуть невыносимую ситуацию.

Наконец, важно (попробовать) расслабиться! Наверняка вы сделали все, что могли, чтобы облегчить начало учебного года для ребенка, так что важно глубоко вдохнуть и надеяться на лучшее. Проблемы обязательно возникнут, скорее всего, их будет еще немало… но вы будете решать их по мере поступления. Так что желаем всем получить удовольствие от последних дней лета и удачного начала учебного года!

Возврат к списку


8 (34675) 3-93-52

Советский район, с.п. Алябьевский.

sekretar.spnd@gmail.com