Методические рекомендации для специалистов и родителей, воспитывающих и работающих с детьми, страдающими расстройствами аутистического спектра - Советский психоневрологический диспансер
Закрыть
Авторизация

Логин:

Пароль:



Забыли пароль?
Регистрация
8 (34675) 3-93-52

Советский район, с.п. Алябьевский.

sekretar.spnd@gmail.com


Бюджетное учреждение ХМАО-Югры
"Советская психоневрологическая больница"

Методические рекомендации для специалистов и родителей, воспитывающих и работающих с детьми, страдающими расстройствами аутистического спектра

Методические рекомендации для специалистов и родителей, воспитывающих и работающих с детьми, страдающими расстройствами аутистического спектра

Вторник,  5  Марта  2019

Ранний детский аутизм (РДА).

 

Представьте себе, что Вы мать или отец ребёнка, который не хочет прижаться к Вам, заглянуть в Ваши глаза, и не отвечает на Ваши чувства и ласки. Вам кажется, что у Вашего ребёнка, в отличие от других детей, не возникает чувство естественной родственной близости в ответ на Вашу заботу. Более того, кажется, он вовсе не способен к установлению отношений и общению с окружающими. Он взрослеет, но практически не разговаривает, а когда он всё же начинает говорить, его речь поражает Вас своей странностью, он, словно эхо, повторяет Ваши слова, с которыми Вы к нему  обращаетесь, или вдруг выкрикивает бессмысленные фразы.

Ваш ребёнок никогда не использует мимики и жестов, чтобы поделиться с Вами своими чувствами, он никогда не улыбнётся, не кивнёт Вам в знак согласия, не покачает отрицательно головой, не принесёт показать Вам свою новую игрушку. У него не возникает естественного желания выразить своё чувство гордости или удовольствия. В  течение первых лет жизни он замыкается в своём маленьком мирке своих интересов и ритуалов, малейшее нарушение которых вызывает у него истерику. Такие нарушения поведения у ребёнка характерны для Раннего детского аутизма (РДА). Буквально слово «аутизм» означает «внутри себя». Дети, страдающие аутизмом ведут себя странным и непривычным и нередко загадочным образом.

Аутизм является редкой формой патологии, его распространённость составляет, приблизительно 12–15 из 10000 детей, среди мальчиков аутизм встречается чаще в 3 – 4 раза, чем среди девочек. Этой болезнью страдают представители всех слоёв населения и разных стран.

Причины возникновения аутизма малоизучены. По современным представлениям  общими факторами являются кровотечения во время беременности, преждевременные роды, вирусные инфекции. Врождённые нарушения обмена веществ, которые дебютируют у плода внутриутробно. Аутоиммунные процессы, при которых происходит сбой формирования нормальных нервных клеток, которые и становятся основой патологии головного мозга. Аутизм – врождённое заболевание, связанное с нарушением функций структур головного мозга. У  родственников больных детей может наблюдаться недостаточность коммуникативных, речевых и познавательных навыков.

Главными характеристиками аутизма являются нарушение социального взаимодействия,  навязчивые формы поведения и бедность интересов.

Нарушение социального взаимодействия связано с большими трудностями формирования и даже отсутствием навыков подражания поведению окружающих людей, распознавания эмоциональных состояний окружающих, отсутствием стремления идти на контакт даже с близкими людьми, ребёнок не улыбается, когда ему комфортно, сохраняет спокойствие при разлуке с близкими.  Дети, страдающие аутизмом плохо узнают знакомые лица, им трудно поздороваться с входящим в комнату человеком, иногда, они относятся к человеку как к предмету окружающей обстановки, но всё же дети с более лёгкими формами аутизма могут скучать по своим близким.  

Дети, страдающие аутизмом, испытывают серьёзные проблемы с речью и общением, которые проявляются уже в раннем возрасте и сохраняются в течение всей жизни. До 1,5 или 2 лет речь ребёнка может развиваться нормально, но потом происходит мутация речи, ребёнок замолкает, речь снова появляется в 4 или 5 лет, но уже в изменённом виде, речь становится отвлечённой, не являющейся средством коммуникации, ребёнок может повторять слова, произносит фразы не относящие к контексту общения. Происходит реверсия местоимений. Например, когда ребёнка по имени Иван спрашивают: «Как тебя зовут?», - он отвечает: «Тебя зовут Иван», вместо «Меня зовут Иван». Ребёнок также часто дословно повторяет фразы (эхолалия). Например, его спрашивают: «Хочешь печенья?», он отвечает: «Хочешь печенья». Но всё же повторение фраз является стремлением ребёнка к общению, хотя и примитивным способом.  Дети, страдающие аутизмом, понимают речь в буквальном смысле, например, если ребёнок услышал слово «да», когда отвечают по телефону, то он будет знать, что это слово можно говорить только по телефону. Аутичные дети используют жесты только для того, чтобы люди сделали для них что-то. Жестикуляция в общении для передачи своих чувств не используется. Часто дети не смотрят в глаза собеседнику во время общения.

Если речь у ребёнка не образуется до пяти лет, то это связано с более тяжёлой формой аутизма, осложнённой умственной отсталостью. Около 1–2% больных аутизмом достигают нормального уровня умственного развития; 10% достигают близкий уровень к нормальному уровню речевого и умственного развития; 20% больных имеют  удовлетворительный прогресс в учёбе, но значительно отстают в речевом развитии, могут овладеть практическими навыками, требующими в рабочих профессиях, почти у 70 %  наблюдается незначительным прогресс в умственном развитии, в результате чего больные вынуждены находиться под присмотром.

Навязчивые формы поведения и интересы характеризуются крайне узким спектром, однообразием движения тела. Например, некоторые дети могут покачиваться и махать руками с такой интенсивностью, что начинают потеть, другие крайне нервно реагируют на малейшие изменения. Например, если ребёнок привык каждое утро, что его отвозят в школу на машине, то он может отказаться сесть в автобус и поехать в школу. Повторяющиеся действия являются самостимуляцией в форме визуальной: ребёнок постоянно моргает, смотрит на источник света, машет руками, шевелит пальцами перед глазами; слуховой: щёлкает пальцами, издаёт голосовые звуки, стучит по ушам, вертит предметы на столе; тактильной: скребёт или трёт кожу руками или каким-либо предметом; вестибулярной: раскачивается назад, вперёд или из стороны в сторону; вкусовой:  засовывает части тела или предметы в рот и лижет их; обонятельной: нюхает различные предметы или обнюхивает людей. Та или иная форма самостимуляции может, начаться в раннем возрасте и сохраниться в зрелом возрасте.

Страдающие аутизмом дети в общении с другими людьми испытывают значительные трудности, связанные с нехваткой навыков ориентации на социальные стимулы, подражания, концентрации внимания на объектах общего интереса, а также с нехваткой навыков распознавания и понимания эмоциональных состояний окружающих. У ребёнка часто возникает сильное чувство страха без видимых внешних причин. 

При детском аутизме также наблюдаются серьёзные коммуникативные и речевые расстройства, которые выражаются в дефиците доречевых вокализаций и жестов, реверсий местоимений, эхолалии, а также в неадекватном использовании речи в контексте общения. Для людей, страдающих аутизмом, характерны узкий спектр однообразных интересов, стереотипные или повторяющиеся движения, действия, включающие рутинные занятия и ритуалы, вызывающие патологическую сосредоточенность на них внимания и полное непринятие любых изменений. Ребёнок, страдающий аутизмом, живёт на «автомате», если возникает новая ситуация, он может проявлять истерические и агрессивные реакции.

Если у ребёнка есть вышеперечисленные проблемы с речью и поведением, то необходимо обратиться к детскому психиатру.    



Возврат к списку


8 (34675) 3-93-52

Советский район, с.п. Алябьевский.

sekretar.spnd@gmail.com